Поярова Татьяна Александровна

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Сфера научных интересов: когнитивная психология, психология одаренности, методология научного исследования

Преподаваемые дисциплины: «Общая психология», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Психология одаренности», «Дифференциальная психология», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся», «Профориентология»

Список научных и учебно-методических трудов:

№ п\п Наименование работы Форма работы Выходные данные Объем, п.л. Соавторы
1. Индивидуальный подход как учет когнитивных стилей обучающихся.  статья Государственные стандарты высшего профессионального образования и новые технологии обучения в вузе. Материалы научно-практической конференции. – Вологда: Русь, 1996. – С. 50-52. 0,18 Коробейникова Л.А.
2. Возможности личностноориентированного обучения в вузе. статья Новые технологии образования в практике педагогического университета. – Вологда: Русь, 1997. – С. 5-9. 0,3
3. Когнитивные стили и особенности их проявления в учебной деятельности. статья Новые технологии образования в практике педагогического университета. – Вологда: Русь, 1997. – С. 10-17. 0,5 Коробейникова Л.А.

Бутакова М.В.

4. Гуманизация обучения: взаимодействие преподавателей и студентов статья Новые технологии образования в практике педагогического университета. – Вологда: Русь, 1997. – С. 17-21. 0,3 Коробейникова Л.А.
5. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в школе. тезисы Традиции и новаторство в современной школе. Тезисы докладов научно-практической конференции. Часть 1. – Вологда-Москва: Русь, 1998. – С. 68-70. 0,18
6. Психология индивидуальных различий. Учебное пособие Вологда: Русь, 1998. 120 с. 7,5
 7. Методические рекомендации по педагогической практике. Для студентов отделения заочного обучения. Метод. рекомендации Вологда: Русь, 1998. 65 с. 4,1 Васюков А.Е., Макарова М.В., Носова Н.В. и др.
8. Одаренные дети и общество. статья Источник. – 1998. — № 1. – С. 85

-91.

0,4
9. Опыт отбора учащихся в Вологодский естественно-математический лицей. статья Источник. – 1998. — № 2. – С. 73-80. 0,5
10. Представления старшеклассников о социальных проблемах общества. статья Источник. – 1999. — № 4. – С. 76-80. 0,38 Коробейникова Л.А.
11. Отношение выпускников школ к социальным проблемам современности. статья Вестник МАНЭБ. 1999.- № 12 (24). – С. 72-74. 0,18 Коробейникова Л.А.
12. Проблемы подготовки педагогов для работы с одаренными детьми в специальном образовательном учреждении. статья Индивидуально-дифференцированная подготовка студентов к работе в образовательных учреждениях различного типа. Сборник научных трудов / Под ред. Т.В. Лодкиной, Л.А. Коробейниковой. – Вологда: Русь, 2000. — С. 116-121. 0,4
13. Проблемы использования измерительных средств в образовании. статья Измерения в системе образовании и управление качеством образования. Материалы региональной научно-практической конференции. – Вологда: ВИРО, 2001.– С. 35-37. 0,18
14. Психологические аспекты экологического образования. статья Непрерывное экологическое образование: от этапа к этапу. Часть 3. Опыт экологической подготовки специалистов в системе профессионального образования и повышения квалификации. – Вологда: ВИРО, 2001. — С. 13-17. 0,3 Коробейникова Л.А.
15. Подготовка специалистов для социальной сферы в ВГПУ. статья Путь к социальной работе: Итоги и перспективы сотрудничества вузов. Вологда / Бохум (Германия): Русь, 2001. – С. 18-22. 0,3 Кибардина С.М.,

Михайлова С.И.

16. Методические рекомендации по изучению основ общей психологии. Спецпрактикум по теме «Внимание». Метод. рекомендации Вологда: Русь, 2001. 25 с. 1,56
17. Программа государственного экзамена по психологии. Учебно-метод. материалы Вологда: Легия, 2001. 34 с. 2,1 Скворцова Л.И., Васильева Е.А., Климова А.В. и др.
18. Методические рекомендации к курсу «Основы общей психологии» для студентов факультета социальной педагогики и психологии. Метод. рекомендации Вологда: Легия, 2002. 39 с. 2,4
19. Опыт психологического сопровождения педагогической деятельности в образовательном учреждении. статья Непрерывное профессиональное образование: развитие самостоятельности будущего педагога. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Вологда, 2004.- С. 54-56. 0,18
20. Стратегическое планирование профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД и наркомании в высшем учебном заведении. статья Стратегическое планирование профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД и организации межсекторального сотрудничества на территории Вологодской области. Материалы конференций. Вологда, 2004. — С. 70-74 0,3  Полякова Е.М.
21. Ценностные ориентации различных социальных групп современной молодежи. статья Дети и молодежь – будущее России. Материалы второй Российской научно-практической конференции. Вологда, 2004.- С. 538-542. 0,3
22. Теории внимания и памяти. Методические материалы к курсу «Основы общей психологии». Метод. рекомендации Вологда: Русь, 2005. 28 с. 1,75
23. Роль когнитивных факторов в учебной деятельности студентов. статья Материалы 4 съезда РПО. Т. З. СПб, 2003. — С.- 118-120 0,18
24. Роль социального мониторинга в обеспечении социальной защиты населения. статья Место встречи — социальная работа.- Вологда/ Бохум (Германия), 2003.- С. 108-113. 0,37
25. Психологическая подготовка социального работника и ее значение в профессиональной деятельности. статья Социальная работа в современных условиях: проблемы и перспективы. Вологда, 2002.- С. 140-142 0,18  Носова Н.В.
26. Лексикон социальной работы.

(редактирование)

Учебное пособие

Гриф УМО

Лексикон социальной работы: Учебное пособие /Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Вологда, 2005. — 540 с. 33,8 Кибардина С.М.
27. Личность. статья Лексикон социальной работы: Учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Вологда, 2005. – С.141-142. 0,12
28. Мотивация. статья Лексикон социальной работы: Учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Вологда, 2005. – С. 186-187. 0,12
29. Психология. статья Лексикон социальной работы: Учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Вологда, 2005. – С. 294-296 0,18
30. Методика оценки преподавательской деятельности в вузе. Учебно-метод. материалы Вологда: Русь, 2005. – 23 с. 1,4  Коробейникова Л.А., Скворцова Л.И., Ширикова О.И., Васильева Е.А.
31. Комплексная оценка качества преподавательской деятельности в высшей школе. статья Качество непрерывного образования: состояние, проблемы, перспективы. – Вологда, 2006. – С. 60-75. 0,94  Коробейникова Л.А., Скворцова Л.И., Ширикова О.И., Васильева Е.А.
32. Адаптивные когнитивные типы учащихся. статья Труды международного форума по проблемам науки, техники и образования. Том 1. / Под ред. В.П. Савиных, В.В. Вишневского. – Москва, 2006. – С. 138 – 140. 0,18  Соколов В.В.
33. Программа государственного экзамена по специальности 031000.00 «Педагогика и психология» Учебно-метод. материалы Вологда: Русь, 2006. – 46 с. 2,9 Васильева Е.А., Денисова Т.Н., Загоскина Т.В. и др.
34. Программа тематической смены по формированию социально ответственной личности «Твой выбор…». Метод. пособие Вологда: Департамент образования Вологодской области, 2007. – С. 1-19. 1,2 Ольшевская М.С., Малкова Е.Ю.
35. Акцентуированные персонажи в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». статья Русская культура нового столетия: проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Сборник статей / Гл. редактор Г.В. Судаков. Сост. С.А. Тихомиров. – Вологда: Книжное наследие, 2007. – С. 671-675. 0,3
36. Роль вуза в профилактике потребления наркотиков молодежью. статья Феноменология и профилактика двиантного поведения: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 октября 2008. – в 2-х т: Том 1. – Краснодар: «АСВ – полиграфия», 208. – Краснодар, 2008. – С. 325-330. 0,37
37. Управление качеством непрерывного педагогического образования.

(редактирование)

Управление качеством непрерывного педагогического образования в системе школа-колледж-вуз. Материалы межрегиональной научно-практическй конференции 17-19 января 2008. – Гл. редактор Е.Ю. Бахтенко. – Вологда: ВГПУ, 2009. – С. 3-57. 3,4
38. Мотивы выбора профессии педагога современными старшеклассниками. статья Управление качеством непрерывного педагогического образования в системе школа-колледж-вуз/ Гл. ред. Е.Ю. Бахтенко. – Вологда: ВГПУ, 2009. – С. 42-44. 0,18
39. Personalit y traits of Russians from the observer’s perspective. статья European Journal of Personality, 2009. — № 23. — С. 567-588. 1,38 Allik, J., Mõttus, R., Realo, A., Pullmann, H., Trifonova, A., McCrae, R.R. & 56 Members of the Russian Character and Personality Survey
40. How national character is constructed: personality traits attributed to the typical Russian. статья Psychological Journal of International University of Nature, Society and Human. “Dubna”. 2009. — № 1. – С. 1-23 (www.psyanima.ru). 1,44 Allik, J., Mõttus, R., Realo, A., Pullmann, H., Trifonova, A., McCrae, R.R., Meshcheryakov, B.G. & 55 Members of the Russian Character and Personality Survey
41. Конструирование национального характера: свойства личности, приписываемые типичному русскому. статья Культурно-историческая психология /Cultural-Historical Psychology/ — 2009. — № 1. — С. 2-18. 1,06 Allik, J., Mõttus, R., Realo, A., Pullmann, H., Trifonova, A., McCrae, R.R., Meshcheryakov, B.G. & 55 Members of the Russian Character and Personality Survey
42. Место образования в структуре ценностей современной молодежи. статья Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 17 марта 2010 г. / Под общей ред. А.И. Таюрского. – Краноярск: в 3-х частях Ч.2.С. 236-239. 0,25
43. Общая психология (познавательные процессы). Практикум . Учебно-метод. пособие М-во образования и науки РФ; Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда: ВГПУ, 2010 – 114 с. 6,6 Носова Н.В., Фокина И.В., Щепелина О.Н., Щеголева Е.В.
44. Изучение особенностей употребления психоактивных веществ подростками, обучающимися в образовательных учреждениях разного типа, как основа разработки и реализации профилактических программ. статья Управление качеством непрерывного образования: Сборник статей 2-й межрегиональной научно-практической конференции / Гл. ред. Е.Ю. Бахтенко; Мин-во образования и науки РФ; Департамент образования Вологодской области; Вологодский гос. педагог. ун-т. – Вологда: ВГПУ, 2011. С.124-128. 0,3 Носова Н.В.
45.  Сформированность устойчивых интересов как фактор социальной адаптации в подростковом возрасте. статья Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 28-29 октября 2010 г.: в 2-х т.- Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2010. – Т. 2. – С. 132-

133.

0,13
46. Personality profiles and the “Russian Soul:” Literary and scholarly views evaluated. статья Journal of Cross-Cultural Psychology. — 2011. – 42 (3). PP. 372-389.

Scopus

 

1,13 Allik, J., Mõttus, R., Realo, A., Pullmann, H., Trifonova, A., McCrae, R.R. & 56 Members of the Russian Character and Personality Survey
47. Personality profiles and the

«russian soul»: Literary and scholarly views evaluated.

статья Journal of Cross-Cultural

Psychology. Research. – 2011. –38 (5). — PP. 394-402.

Scopus

0,56 Allik, J., Mõttus, R., Realo, A., Pullmann, H., Trifonova, A., McCrae, R.R. & 56 Members of the Russian Character and Personality Survey
48. «Общая психология» (психические свойства и состояния). Практикум. Учебное пособие М-во образования и науки РФ; ВГПУ. – Вологда: ВГПУ, 2012. – 188 с.(10,3п.л). 3,2 Носова Н.В., Цатурян М.О, Щеголева Е.В, Фокина И.В.
49. Методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие М-во образования и науки РФ; ВГПУ. – Вологда: ВГПУ, 2012. – 180 с.(10,3п.л.) 5 Цатурян М.О.. Киселева Е.В.
50. Формирование готовности к профессиональному самоопределению у учащихся школ г. Вологды в условиях современного рынка труда. статья Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование [Текст] : материалы III междунар. науч.-практ. конференции, г. Вологда, 28-29 марта 2013 г. : в 2 ч. – Ч. 2 / под ред. д.э.н., проф. Ю. А. Дмитриева. – Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2013. – С. 567-570. 0,17
51. Формирование готовности

к профессиональному самоопределению.

статья Векторы развития профессионального образования: к качеству кадров через партнерство с бизнесом: сборник статей, докладов и методических материалов/Департамент образования Вологодской обл., ОАО «Северсталь», Волог. институт развития образования; [редкол.: 11-12 апреля 2013г. С.Л. Шихов и др.].- Вологда: Издательский центр ВИРО, 2013. –С.131-134. 0,25 Носова Н.В.
52. Условия оптимального развития одаренного ребенка. статья Стандартизация в образовании: проблемы и пути их решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Министерство образования и науки РФ; Волог. Гос. Педагог. Ун-т. – Вологда: ВГПУ, 2013. – С. 72- 77 0,28
53. Талантливый учитель для талантливого ученика. статья Стандартизация в образовании: проблемы и пути их решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Министерство образования и науки РФ; Волог. Гос. Педагог. Ун-т. – Вологда: ВГПУ, 2013. – С. 24-28. 0,28 Носова Н.В.
54. Особенности личности участников молодежных неформальных объединений в сети Интернет. статья Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции (г. Вологда, 3 апреля 2014 г.). – Вологда: Вологодский филиал РАНХиГС, 2014. – 468с., С. 347-351. 0,2
55. Адаптация первокурсников как элемент обеспечения качества

образования в вузе.

Статья Многоуровневое образование и компетентностный подход : векторы развития [Текст] : материалы российской науч.-метод. конф. с междунар.

участием, г. Вологда, 20 марта 2014г./ под ред. д.э.н., проф. О. В. Лускатовой. – Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2014. – 750 с., С. 103-107.

0,3
56. Общая психология (психология личности): практикум Учебное пособие М-во образ. и науки РФ, Вологод. Гос. Ун-т. – Вологда: ВоГУ, 2015. – 91 с., С. 3-4, 39-55, 78-86. (28 с.) 1,75 Носова Н.В.
57. Смысложизненные ориентации современной ВИЧ-инфицированной молодежи Статья Вузовская наука– региону: материалыXIII Всероссийской научной конференции. −

Вологда: ВоГУ, 2015. −372 с. (С. 274-276).

0,2
58.  Besonderheiten des Charakters von Menschen der eigenen und der fremden Nationalitat (am Beispiel der russischen

und turkischen Ethnien)

Статья Internationalitat und kulturelle Vielfait – denken und handeln – Интернациональность и многообразие культур – думать и действовать: [сборник статей]/ Herausgegeben von Winfried Seelisch und Willehad Lanwer/ — Darmstadt; Wologda: Sad-Ogorod, 2015. — 302 S. С. 138-141. 0,25
59. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопреде-ления школьников г. Вологды Статья Ресурсы развития социально-профессиональной траектории

учащейся молодежи: вызовы XXI: материалы всеросс. науч.-практ. конф. с

международ. участием. Курск, 29–30 октября 2015 г. Ч. 1. / под общ. ред.

Т.А. Антопольской; Курск. гос. ун-т. – Курск: ООО «Планета+», 2015.– 404 с. (С. 265-268).

– ISBN 978-5-88313-868-2

0,25
 60. Методы психолого-педагогических исследований Учебное пособие