Кафедра психологии, педагогики и социальной работы Вологодского государственного университета имеет богатую историю, связанную со становлением вуза в целом.
22 ноября 1912 г. в Вологде состоялось открытие учительского института и училища, директором которого был А. С. Шарапов. Штат преподавателей — 10-12 человек. Обучение платное: 40 руб. — институт, 10 руб. — училище. В то время государственных педагогических институтов в России не было. В 1914 г. в учительском институте обучалось уже 78 человек. Институт дал три выпуска.
После Октябрьской революции, в 1918 году Вологодский учительский институт был преобразован в Государственный педагогический институт. Стало уделяться большое внимание теоретической и практической подготовке студентов в области педагогики и психологии. Учебные планы института для всех специальностей включали психологию, педагогику, школоведение, анатомию, физиологию, гигиену детства. Читал эти курсы обучения В. М. Экземплярский.
С 1 сентября 1919 года пединститут реорганизуется в Институт народного образования (ВИНО). Открыты 4 отделения: дошкольное, школьное, трудовое (инструкторы по труду) и внешкольное (работники музеев, клубов, библиотек). Для этого времени характерен довольно широкий спектр дисциплин психолого-педагогического цикла, в том числе: психопатология, охрана материнства и детства, основы физического воспитания, эстетическое воспитание, трудовые процессы и др. Расширился круг психологических дисциплин: психология общая, психология дошкольника, курс «дефективные дети», детская гигиена и пр. Была тесная связь дошкольного отделения с институтом социального воспитания в Петрограде, совет которого во главе с профессором А. С. Грибоедовым принимал деятельное участие в научно-учебной жизни отделения, систематически командируя своих профессоров для чтения лекций в Вологодском институте.
В 1923 г. практические институты народного образования были закрыты по всей стране.
В 1930 г. Вологодский педагогический институт был восстановлен и сначала он назывался Северным краевым педагогическим институтом.
Необходимо подчеркнуть, что тридцатые годы – это время успешного строительства социализма, энтузиазма пятилеток, движения ликвидации безграмотности, введения обязательного начального образования. Время требовало расширения и улучшения подготовки учительских кадров. В целях совершенствования народного образования, учебно-воспитательной работы школы делается попытка реформировать учебный процесс в школе и вузе. Классно-урочная система обучения объявляется наследием прошлого, отжившими формами обучения, вводится бригадный метод обучения. На какое-то время победили прожектерские предложения заменить классы подвижными звеньями и бригадами. В 1931 году был составлен проект программ фабрично-
заводских семилеток (ФЗС) на комплексно-проектной основе. Исходя из постановления Наркомпроса, кафедры пединститутов вносили изменения в организацию психолого-педагогической подготовки студентов. Педагогами и психологами интенсивно изучался опыт фабрично-заводских семилеток, основная форма обучения в них — бригадно-лабораторная. Эта же форма обучения принималась и в институте.
В 1931-32 гг. после постановления ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931 г.) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932 г.) в советской школе вернулись к предметному обучению и уроку как основной форме обучения.
В 30-е гг. кафедра педагогики объединяла педагогику, психологию, педологию и школьную гигиену.
В 1933 г. кафедру педагогики возглавил заведующий учебной частью института Андрей Калинович Бушля. По воспоминаниям работавших с ним преподавателей А. К. Бушля пользовался любовью и имел огромный авторитет среди студентов и преподавателей. Больной с детства (детский паралич с 6 лет; передвигался с помощью костылей), он ценой невероятных усилий получил образование, стал ученым, проявил себя как талантливый педагог. Он закончил Академию коммунистического воспитания, затем аспирантуру при ней. Работал в Вологде несколько лет; переведен в филиал АПН РСФСР в Ленинграде (сектор дидактики).
В состав кафедры входили: Н. Н. Чистяков (позднее ректор Кемеровского пединститута), Н. Н. Воскресенский (был директором ВГПИ с 1937 г.), В. Д. Андреевская (методист по литературе и русскому языку), Е. Д. Яндовский, В. В. Лебедев, который работал на кафедре с 1934 по 1969 год, преподавал школьную гигиену. Курс психологии читал Н. Н. Чистяков, работал над кандидатской диссертацией по теме: «Запоминание формул и фактов по физике».
В первой половине 30-х годов наука педология монополизировала разработку проблем возрастного развития ребенка. Во второй половине 30-х годов, после постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология была осуждена и упразднена как «лженаука». Студенты не изучали детской и педагогической психологии. Настороженное, недоверчивое отношение к возрастной и социальной психологии оставалось на протяжении нескольких десятилетий. В рамках обшей психологии, в целях осуществления профессионально-педагогической направленности учебного процесса, давали сведения о развитии психических функций и свойств личности в детском возрасте.
За годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. институт подготовил более тысячи учителей разных специальностей. Работал учительский (двухгодичный) и педагогический (4 года) институты. Готовили педагогические кадры на четырех факультетах: исторический, русского языка и литературы, физико-математический и естественно-географический. По условиям военного времени в пединституте срок обучения был сокращен до 3-х
лет. О работе кафедры педагогики, в состав которой входили психологи, материалов мало. По учебным планам 1941 года объем учебной работы по педагогике и психологии составлял 260 часов, из них по психологии 80 (1941 г.) и 85 (1943 г.); психология изучалась на 1 курсе. При кафедре успешно работал кабинет педагогики и психологии, где старались создать условия для самостоятельной работы студентов.
В период войны кадровый состав кафедры педагогики все время изменялся. Педагогические дисциплины читала Сахарова Александра Константиновна. Несмотря на то, что работать приходилось в очень тяжелых условиях военного времени, она не только выполняла свои прямые обязанности заведующим кафедрой и преподавателя, но успешно занималась и исследовательской работой.
Что касается преподавания психологии в институте в военное время, то следует вспомнить двух психологов: В. И. Аснина и Т. И. Агафонова.
Владимир Иванович Аснин закончил аспирантуру в Харьковском научно-исследовательском институте педагогики по секции «рефлексология», где работал в группе молодых ученых, куда входили ставшие известнейшими психологами, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко. Это они составили ядро харьковской группы психологов школы Выготского. В октябре 1942 г. он получил назначение в Вологодский пединститут на должности доцента кафедры педагогики (по психологии). В октябре 1943 г. В. И. Аснин, как эвакуированный в Вологду из Украины, отбыл на прежнее место жительства.
Заметное оживление в работе кафедры педагогики наступило в 1945 г. в связи с приездом Тимофея Ивановича Агафонова. Квалифицированный психолог, очень интересный лектор, требовательный и в то же время все понимающий, доброжелательный педагог сразу завоевал уважение студентов и преподавателей.
С именем Т. И. Агафонова связана подготовка педагогических кадров в области психологии во внеаудиторное время. В послевоенное время ощущался недостаток преподавательских кадров (в частности психологов) в вузах. Кроме того в школах было введено преподавание психологии (9 кл.) и логика (10 кл.), а специально подготовленных учителей не было. Тимофей Иванович блистательно начал решать эту проблему через кружок психологии, к работе которого проявили интерес многие студенты. Опыт работы психологического кружка в ВГПИ освещен в статье Т. И. Агафонова в журнале «Советская педагогика». Формы работы кружка были разнообразны: углубленное изучение психологии (программа-минимум, программа-максимум), доклады кружковцев на открытых заседаниях кружка, которые собирали аудиторию студентов до 100-150 человек, обсуждение психологических статей из журналов, рецензирование глав в учебниках психологии, беседы, лекции для школьников (и даже для родителей), экскурсии в детские сады, дом ребенка, детский дом, дом пионеров, в институт усовершенствования учителей и др.
Кружок подготовил и первых в РСФСР учителей психологии для средней школы. По окончании института в 1947 и 1948 гг., сдав дополнительный
государственный экзамен по психологии, семь человек получили удостоверения на право преподавания психологии в средней школе: 3. Петрова (Галкина), Н. Каберова (Скворцова), Н. Романова (Сивцова), Л. Кодю-кова (Рыбакова) — исторический факультет, 3. Гольдман (Шилина), Н. Про-воров — физико-математический факультет и Н. Булатова — естественно-географический факультет. Впоследствии поступили в аспирантуру Л. Кодюкова. Н. Романова, Р. Соколова (Институт психологии) и Р. Кузьминова (МГУ).
Поступив в докторантуру, Тимофей Иванович переехал в Москву, где стал преподавать психологию в Московском городском пединституте.
13 августа 1949 г. кафедра психологии получила статус самостоятельной кафедры.
Первым заведующим психологической кафедры была Раиса Лазаревна Гинзбург. Р. Л. Гинзбург начала работать с сентября 1947 года в качестве доцента кафедры педагогики (по психологии), а в 1948/49 учебном году назначена заведующей кафедрой педагогики. В 1949 г. в связи с разделением кафедры педагогики, кафедру психологии возглавила Р. Л. Гинзбург, заведующим кафедрой педагогики стал Д. Д. Назаров.
В эти годы после окончания аспирантуры начинал профессиональную педагогическую деятельность в ВГПИ Артур Владимирович Петровский, в будущем автор учебников по психологии, академик, член Президиума АПН РСФСР, Президент РАО РСФСР. Проработав в институте два года (с октября 1950 г. по август 1952 г.), он оставил о себе добрую память, как и его друг Игорь Семенович Кон, работавший в то время на кафедре всеобщей истории. Кроме лекционных курсов, предусмотренных учебными планами института, Петровский и Кон читали популярные лекции для студентов и учащихся школ, проводили вечера вопросов и ответов в базовой школе института (школа № 10).
Кафедра психологии была немногочисленной: Р. Л. Гинзбург, А. В. Петровский, Т. В. Власенко — аспирантка-заочница НИИ психологии АПН РСФСР (руководитель Л. В. Занков), Н. А. Романова (Сивцова), выпускница исторического факультета ВГПИ, аспирантка-заочница НИИ психологии АПН РСФСР (руководитель — Е. В. Гурьянов), с 1951 г. приступили к работе А. И. Елфимова, закончившая аспирантуру НИИ психологии в лаборатории Б. М. Теплова и Л. М. Кодюкова (Рыбакова).
Становление кафедры психологии проходило в трудное для психологической науки время, что несомненно отражалось на работе преподавателей психологии.
1948-49 гг. — пик борьбы с космополитизмом. Как и представители других наук, психологи подвергались критике за переоценку буржуазной психологии, недооценку советской психологической науки, за недостаточность изучения психологии советского человека и применения в исследованиях методов марксистской диалектики. Особенно жестокой критике на собрании Института психологии АПН РСФСР была подвергнута научная и педагогическая деятельность крупнейшего советского психолога С. Л. Рубинштейна и его книга «Основы общей психологии». А ведь это был учеб-ник, положенный в основу профессиональной подготовки преподавателей
психологии вузов и школ, где в то время в качестве одного из обязательных предметов была психология.
1950 год — опубликованы работы тов. Сталина «Относительно марксизма в языкознании» и «К некоторым вопросам языкознания (ответы Сталина на письма тов. Крашенинниковой и Холопова)». В вузах началось обсуждение путей реализации данных в них указаний в научно-исследовательской и преподавательской работе. От психологов потребовалась переработка курса общей психологии и прежде всего тем «Мышление» и «Речь».
В 1950 г. произошло еще одно событие, ставшее знаковым для психологов — объединенная научная сессия АН СССР и АМН СССР, посвященная учению И. П. Павлова, разделившая историю психологии на «допавловский» и «павловский» периоды. Началась физиологизация психологической науки, что сразу же отразилось на преподавании ее в учебных заведениях, на содержании государственных программ по психологии; от психологов потребовались глубокие знания физиологии высшей нервной деятельности, учения академика И. П. Павлова.
1951/52 учебный год начался с фронтальной проверки постановки учебной работы в институте. В те времена считалось, что критический анализ научной и учебной деятельности преподавателей должен быть направлен прежде всего на выявление ошибок, недостатков, позитивные же оценки, критика в конструктивном плане была, скажем так, не в чести. На партийных собраниях, заседаниях партийных бюро, Совета института критические замечания доходили до абсурда. Например, на собрании института (1951 г.) по горячим следам проверки было указано проф. Терентьеву (бывший проректор ЛГУ) на слабый воспитательный эффект иллюстраций в лекции по зоологии. По мнению комиссии не следовало на лекции говорить о корюшке, т. к. вологжане больше знают треску, эту главную промысловую рыбу страны.
Что касается психологических наук, понятно, что председатели комиссий не упускали возможности подчеркнуть свое неуважение к такой подозрительной на приверженность к идеализму науке как психология и «разоблачали» ее своей критикой.
Так, комиссия предъявила претензии к Р. Л. Гинзбург в том, что она «не знает учения Павлова», «не показала в лекции И. П. Павлова как патриота», «слабо знает классиков марксизма-ленинизма» и т. п. Комиссия указала Раисе Лазаревне на необходимость посещать Университет марксизма-ленинизма. Комиссия рекомендовала освободить Р. Л. Гинзбург от обязанностей заведующей кафедрой психологии, разрешить ей (кандидату психологических наук, доценту!) чтение лекций при условии предварительного обсуждения текста лекции на кафедре и соответствующего решения о допуске к работе со студентами по данной теме.
1955 год — объединение кафедры психологии с кафедрой педагогики.
В составе ее работали пять психологов: Т. В. Власенко, А. И. Елфимова, П. А. Наумов, Н. А. Романова (Сивцова) и Л. М. Рыбакова (Кодюкова). Кадры психологов были стабильны, они проработали вместе много лет.
На кафедре педагогики стал работать и профессор В. В. Лебедев, а в 1961 г. пришел П. А. Колесников. Далеко не положительно сказывалась на работе кафедры частая смена заведующих, примерно за 10 лет с конца 40-х гг. было 7 заведующих кафедрой педагогики, некоторые из них исполняли обязанности заведующих в течении нескольких месяцев. В 1959 г. кафедру педагогики возглавила психолог Л. М. Рыбакова (1959-1964 и 1970-1975 гг.).
Любовь Михайловна Рыбакова (Кодюкова) — выпускница ВГПИ. Закончив обучение на историческом факультете (1944-1948 гг.), пройдя «школу» психологического кружка Т. И. Агафонова, поступила в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР. Работала в области психологии обучения (психология усвоения исторических понятий) в лаборатории Н. А. Менчинской. После окончания аспирантуры, защитив кандидатскую диссертацию, вернулась в институт в качестве преподавателя психологии, была зав. кафедрой психологии много лет.
Работа кафедры педагогики и психологии, как и всего института, осуществлялась в соответствии с решением Съездов КПСС, постановлениями ЦК КПСС по вопросам идеологии, государственными программами по учебным дисциплинам, утвержденными Министерством просвещения. Была довольно жесткая регламентация научной и учебной деятельности со стороны партийных органов, строгий контроль: проверки, отчеты о работе, справки по отдельным направлениям работы кафедры.
В 1958 г. издан «Закон об укреплении связей школы с жизнью» и «О дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В деятельности кафедры в качестве приоритетных выделены направления:
— усиление педагогической направленности лекционных курсов, семинарских и практических занятий по педагогике и психологии;
— совершенствование содержания и организации педагогической практики студентов;
— укрепление связей со школой.
В 1962 г. волею Министерства просвещения РСФСР при кафедре создается Межвузовское объединение (такие объединения были созданы во многих крупных пединститутах) по проблеме нравственного воспитания школьников. Председателем был утвержден Б. Т. Лихачев, заместителем Л. М. Рыбакова, секретарем А. В. Тихонова. Кроме работников кафедры в объединение вошли ученые педагогики и психологии Москвы, Ярославля, Кирова, представители органов народного образования. За годы работы объединения проведено три межвузовских конференции и симпозиум по методам исследования нравственного воспитания. В 60-е годы в институте побывали многие известные психологи: А. В. Веденов, Н. Ф. Талызина, М. С. Неймарк, М. А. Менщикова, Н. И. Крылов, А. В. Петровский и др. Обсуждение психологических проблем на конференциях, личные контакты с коллегами вносили живую струю в работу кафедры.
В начале 70-х годов в учебные планы пединститутов вводится возрастная и педагогическая психология. Основным направлением в работе психологов становится разработка лекционного курса и практических занятий
по указанному предмету. Введение в учебные планы непрерывной педагогической практики студентов (НПП) поставила психологов перед необходимостью разработать систему психологических заданий для студентов и совместить аудиторные занятия студентов с их практической педагогической деятельностью в школе.
В 70-е годы изменяется кадровый состав психологов за счет закон-чивших аспирантуры молодых психологов: Г. Г. Мазуриной (МГПИ им. В.И. Ленина), успешно защитивших кандидатские диссертации И. Н. Козловой (выпускницы факультета иностранных языков ВГПИ, аспирантки МГПИ им. В.И. Ленина) и М. Н. Ивановой (выпускницы Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена).
80-е годы XX века — новый этап в развитии психологического образования.
В 1987 г. кафедра психологии вновь приобретает статус самостоятельной кафедры. Новые стандарты обучения, учебные планы, иные условия работы. Возглавляет В.Н. Карандашев.
В 1995 г. Вологодский пединститут переименован в Вологодский государственный педагогический университет (ВГПУ).
В этом же году создан факультет социальной педагогики и психологии. Первый прием на факультет состоялся в сентябре 1995 г. по специальности «Социальная педагогика». Деканом факультета являлась Т.В. Серебрякова. Факультет обслуживали кафедра управления и социальной работы (заведующий С.И. Михайлова) и кафедра психологии (заведующий В.Н. Карандашев). С 1996 г. по 2001 г. факультет социальной педагогики и психологии возглавлял А.Ф. Чуянов, с 2001 г. – Т.А. Поярова, с 2010 – Е.Л. Тихомирова.
С 1996 г. на факультете работали два отделения: психологии и социальной педагогики.
В 1999 г. произошло разделение кафедры психологии на две: общей и педагогической психологии (заведующий Т.А. Поярова), а также практической психологии (заведующий Л.И. Скворцова, далее — Т.Н. Денисова).
С 2000 г. обучение на факультете ведется по специальностям «Педагогика и психология» (с дополнительной специальностью «Социальная педагогика») и «Социальная работа». В 2003 г. в связи с введением новых специальностей факультет был переименован в факультет социальной работы, педагогики и психологии и стал готовить педагогов-психологов, специалистов по социальной работе.
В 2008 году кафедра педагогики была объединена с кафедрой педагогики и методики начального образования и вошла в состав факультета (заведующий Ф.И. Кевля), на факультете началась подготовка по специальности «Педагогика и методика начального образования».
В сентябре 2012 г. кафедра общей и педагогической психологии и кафедра практической психологии были объединены в кафедру психологии.
С начала 2015 г. кафедра психологии и кафедра педагогики образовали одну кафедру – кафедра психологии и педагогики, которую возглавляет по настоящее время Наталья Валентиновна Носова, кандидат психологических наук, доцент.
В числе кафедры сегодня 18 штатных преподавателей, из них 1 доктор наук ( Л.О. Володина), 12 кандидатов наук (Н.В. Носова, Т.А. Поярова, Е.Л. Тихомирова, И.В. Фокина, О.К. Соколовская и др.).